Медиа о настоящеми будущем в России
Меню

Игры кончились? Что происходит на рынке настолок

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ВЫДЕРЖАЛИ НАТИСК ИГР КОМПЬЮТЕРНЫХ И МОБИЛЬНЫХ. НО ПЕРЕЖИВУТ ЛИ ОНИ 2023-Й? ЧТО СЛУЧИТСЯ, КОГДА С ПОЛОК МАГАЗИНОВ ИСЧЕЗНЕТ ПОСЛЕДНЯЯ «МОНОПОЛИЯ»?
Unsplash

Рынок настольных игр переживает непростые времена. Издательство Hobby World выяснило, что продажи хоть и растут, но темп замедлился вдвое по сравнению с 2019–2021 годами. Если тогда рост был от 30% до 67% процентов от года к году, то в 2022-м продажи увеличились всего на 12%.

Аналитики называют две причины: конец пандемии и санкции. С первой все просто: люди сидели дома из-за коронавирусных ограничений, настольные игры стали важной частью досуга. Локдаун кончился, и все вернулись к привычным развлечениям.

Со второй причиной чуть сложнее. С нашего рынка ушли Hasbro, Mattel и Spin Master. На полки магазинов перестали поставлять классические хиты: «Монополию», «Дженгу», «Уно» и «Скрэббл».

По данным ритейлеров, классической «Монополии» уже нет в крупных магазинах, например, в «Мосигре». В «Детском мире» весной продавали прошлогодние запасы. На маркетплейсах заказать ее пока можно.

В марте 2023-го Минпромторг включил настольные игры в список параллельного импорта. Но вот незадача: завезенные игры не русифицированы.

А
АЛЕКСАНДР ПЕШКОВГенеральный директор издательства «Стиль жизни» и сооснователь магазина «Игровед»

«Пока ничего смертельного, но трудности есть. Дорожает импорт и логистика. Это касается готовых игр, компонентов и материалов для них. Например, этикеточную бумагу для покрытия коробок с играми производят в Европе, и она попала под санкции. Также наша таможня стала часто самостоятельно переквалифицировать детские игры в карточные или просто “недетские”, видимо, пытаясь собрать больше НДС и пошлин любой ценой».

Кроме этого, крупные иностранные студии (Disney, Ubisoft, Bethesda Game Studios, Legendary) запретили издательствам поставлять в Россию настолки по мотивам компьютерных игр и фильмов. Мы остались без картонных «Звездных войн», Assassin’s Creed, Skyrim и дополнений к «Дюне».

Но переживать из-за их ухода не стоит. «Да, есть риск, что мы окажемся отрезанными от зарубежных новинок, — говорит Александр Пешков. — К этому добавляются сложности, перечисленные выше, и возможный спад реальных доходов населения. Это может немного затормозить развитие рынка настолок. Но полностью он не умрет. В этом я уверен. У нас до сих пор большая часть населения не в курсе современных игр (например, “Диксит” или “Доббль”), а знает только “Монополию”, так что есть куда развиваться. Российские разработчики постепенно предлагают все больше оригинальных игр. Тот же “Коварный волк”, где я один из авторов».

К тому же для бизнеса нехватка зарубежных настольных игр — не такая уж большая проблема. Управляющий антикафе «Москвалогия» Евгений Старков отметил, что уход брендов не сказался на работе тематических заведений: «Да, некоторые игры перестали завозить, потому что у издательств закончились контракты с авторами. Но такое случалось и раньше. Пока на самых популярных это не отразилось. После ухода бренда Hasbro на рынке должна исчезнуть “Монополия”. Но у нее многотысячные тиражи в самых разных вариантах. Даже если коробки кончатся в магазинах и на маркетплейсах, игру всегда можно будет достать на “Авито”. Но она уже многим поднадоела. А так у новичков появится возможность поиграть во что-то другое. “Монополия” хоть почти и самая известная, но уже далеко не самая интересная».

К тому же, культура настольных игр в России стала крепкой и разнообразной. Россияне играют много и часто, особенно в активном и платежеспособном возрасте от 25 до 34 лет. Вряд ли эта культура уйдет вслед за зарубежными брендами.

Е
ЕВГЕНИЙ СТАРКОВУправляющий антикафе «Москвалогия»

«Рано или поздно эта культура станет для нас такой же популярной и родной, как и на Западе. Комьюнити постоянно растет. Любители находят “сокровища” среди менее популярных настолок. Если говорить про создание новых, то тут ситуация сложнее. Российских игр и правда мало. Нашим разработчикам труднее пробиться и обратить на себя внимание, даже если настолка отличная. Издателей можно понять: проще заключить контракт с известным зарубежным автором, чем вкладываться в промо новичка. Но игры все-таки выходят, вот несколько популярных и всем известных: “Имаджинариум”, “Свинтус”, “Находка для шпиона”, “Эволюция”, “Шакал”, “Зельеварение”. Ситуация в мире отчасти помогает выйти из тени нашим ребятам».

По данным Ozon, россияне постепенно переключаются на отечественные настолки. Например, в прошлом году самыми популярными играми стали «Морской бой № 48», «Коварный лис» и «Спящие королевы». На Wildberries в топ вышли как наши, так и зарубежные настольные игры — «Морской бой», «Имаджинариум» и «Дженга».

Поделиться
Фото: Unsplash