Анонсирован выход инди-игры «Клеть», действие которой происходит в гигантской хрущевке без конца и начала (демоверсия уже есть на Steam). Она непрерывно перестраивает саму себя, а существует ли мир за пределами ее стен — вообще неизвестно. Ключевое событие в игровом мире — «самосбор», когда вместе с запахом сырого мяса и фиолетовым дымом появляются монстры. От них жители «гигахруща» прячутся за герметичными дверьми, а последствия «самосбора» устраняют некие ликвидаторы. От лица одного из них и предлагается действовать игроку.
Труднопроходимое начало истории
История о гигахрущевке началась на «Дваче» посреди популярных на тот момент бугурт-тредов (они же известны как «батхерт», «багет», «банкет», «бурдюк», «багаут», «бамбаган», «Бухенвальд») — в них обычно описывались некие фрустрирующие жизненные ситуации.
Когда завирусился мем «эдвайс дог», чтобы каждый раз не делать картинки, стало модно оформлять фразы через символ @, который заменял изображение с мордой собаки. В подражание шрифту из мемов в тредах также стали использовать капслок. Так на «Дваче» появились короткие рассказы о вымышленных событиях в советских НИИ, но однажды некий юзер начал тред нетипично:
ЖИВЕШЬ НА 556 ЭТАЖЕ СТРОЕНИЯ П-46
@
ВЧЕРА НОЧЬЮ ОПЯТЬ БЫЛ САМОСБОР
@
ЗАХЛЕСТНУЛО ДАЖЕ ТВОЙ ЭТАЖ
@
БОИШЬСЯ ВЫХОДИТЬ В ПОДЪЕЗД, ПОТОМУ ЧТО ТАМ КТО-ТО СТОНЕТ
@
ЛИКВИДАТОРЫ ПРИБУДУТ В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ ЧЕРЕЗ ПАРУ ЧАСОВ
@
В КОМНАТУ НАЧИНАЕТ ПРОСАЧИВАТЬСЯ ЗАПАХ СЫРОГО МЯСА
Аномалии и предпосылки
Сюжет получил развитие, у «строения П-46» появилось народное название — гигахрущевка, или гигахрущ. Основная версия его возникновения такова: советские ученые ставили эксперименты по искривлению материи, чтобы обеспечить всех достаточным количеством жилплощади. Для этого в ином измерении строилась гигантская панелька, процессом руководил искусственный интеллект.
Однажды связь с внешним миром оборвалась, а здание продолжило самостоятельно и хаотично строиться. Люди, проживающие внутри, оказались навсегда заперты в гигахруще. Кроме того, время от времени они начали подвергаться воздействию аномалии, которая получила название «самосбор».
Но все это неточно, потому что сюжет треда относится уже к тому времени, когда с момента появления «самосбора» в гигахрущевке сменилось несколько поколений. Тред все еще жив, в нем появляются новые истории, в основном не связанные между собой. Все, что их объединяет, — это гигахрущ, самосбор и «запах сырого мяса». Также участники треда отмечают повторяющиеся отсылки к нескольким знаковым культурным пластам.
Фильм ужасов «Куб» 1997 года. Место действия — некий гиперкуб, бесконечное пространство, состоящее из кубических отсеков, некоторые из которых напичканы ловушками или анахроничными событиями.
Повесть «Пикник на обочине» братьев Стругацких, где встречаются необъяснимые, влияющие на реальность события, нарушающие все законы физики, математики, логики.
Фильм «Кин-дза-дза!» 1986 года — описывает антиутопическое общество, которое обладает сверхтехнологиями, но употребляет в пищу отвратительный концентрат (во вселенной «Клети» также едят «пищевой концентрат»), и существует в своеобразной системе ценностей.
Компьютерная игра Warhammer — из нее, возможно, перекочевал концепт «варпа». Как объясняют сами авторы вселенной, «это место, через которое космические корабли быстро перемещаются по космосу, но он же и является адом или эмоционально-энергетической помойкой вселенной». Это пространство влияет на разум, искажает действительность, заставляет мутировать и так далее. Мысли в «варпе» материальны.
Манга Blame! — отсюда позаимствован концепт «мегаструктуры», которая разделяет город на уровни (сам он состоит из нескончаемых высокотехнологичных построек разного рода).
«Сайлент Хилл», где есть аномальная зона, в которой после определенного сигнала начинали происходить необъяснимые и страшные вещи, своеобразная аллегория ада. Кстати, одна из неотъемлемых деталей «Сайлент Хилла» — туман — тоже переехал в игру как примета «самосбора».
Миры Говарда Филлипса Лавкрафта также оставили во вселенной «Клети» своеобразный след — в виде появляющихся из ниоткуда монстров и щупальцев, которые вырастают из тел жертв самосбора.
«Клеть» после «Кужлевки»
Аналогом или даже прототипом треда про гигахрущевку называют SCP Foundation — англоязычный писательский проект (вроде википедии) о фантастическом мире с различными существами и природными явлениями. Но больше всего это похоже на фандом Backrooms, который тоже, как и SCP, зародился в тредах на 4chan и породил сетевой тренд на так называемые лиминальные пространства: бесконечные пустые коридоры и комнаты с мистическими, паранормальными явлениями и «выжившими». Вируситься он начал как раз во время ковида, когда обычно людные места опустели, и люди начали рефлексировать на эту тему.
В 2020 году была предпринята первая (неудачная) попытка создать шутер Samosbor, но пользователи остались недовольны отсутствием сюжета и атмосферы и в целом очень слабой связью со вселенной гигахрущевки.
На этот раз за дело взялся уже другой разработчик, компания Callback. Она уже получила народное признание за очень атмосферную инди-игру «Кужлевка» — о том, как в советскую деревню упала тарелка инопланетян. Повествование в ней неспешное, философское, с вайбами произведений Стругацких и Виктора Пелевина. Так что с «Клетью» Callback как будто бы должны справиться.