«Зачем тебе вообще эта любовь? Почему это так важно?»

Как прошел паблик-ток АЧБД в «Театре.doc» после показа спектакля «Ставангер»
пресс-служба «Театра.doc»
8 июня мы провели в московском «Театре.doc» камерный паблик-ток после спектакля «Ставангер». Обсудили насущное: отношения, поиски счастья, любовь.

Сцена, которая еще несколько минут назад была то московской квартирой, то норвежской, то границей на стыке двух культур и государств, становится почти что частью зала: в небольшом пространстве «Театра.doc» на Лесной невидимая стена между оставшимися после спектакля зрителями и развоплотившимися актерами совсем пропадает.

Из-за кулис возвращаются: Вера Дровеникова, исполнительница главной роли и сорежиссер «Ставангера», и три задействованных в спектакле актера — Андрей Кондратьев, Иван Федотов и Сергей Анненков. К ним присоединяется спикер и модератор вечера Галина Шматова, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ и преподаватель Школы-студии МХАТ.

О чем «Ставангер»?

«Ставангер» — это история онлайн-знакомства Ирины с норвежцем Оддом из города Ставангер. У него — интерес к девушке. У нее — какая-никакая работа, муж Андрей, нет детей. Из этих вводных и вырастает сюжет о погоне за счастьем, разнице мировоззрений и попытке принятия другой культуры. В конце — два финала на выбор (но зрителя не обманешь).

— Почему мы так превозносим романтическую любовь? — задает направление разговора Галина Шматова. — Конструкт, который сейчас воспринимается естественно, тем не менее менялся с течением времени. Любовь превозносят потому, что она стала убежищем в нашем холодном мире богатых обезличенных нестабильных обществ, лишенных традиций и подверженных самым разным рискам. Полная самых разных разочарований, любовь стала центром, вокруг которого стала вращаться жизнь, освобожденная от традиций, говорят нам немецкие социологи. Они утверждают, что, поскольку другие связи в современном мире рушатся: глубокой дружбы нет, связи предыдущих поколений нет, общины разрушены — из всех возможных форм связи романтическая любовь только и осталась. Как следствие — найти свою половинку в тиндере в современном мире оказывается чрезвычайно важно.

Ваша героиня — журналистка, — обращается Галина к актрисе Вере Дровениковой, — она победительница олимпиад, умница, и она, по-видимому, связала свою жизнь с человеком не своей интеллектуальной касты. И она скрывает свои таланты, считая, что ей нужно быть функцией для мужчины.

Хочется спросить: ты же можешь больше, зачем тебе вообще эта любовь? Почему это так важно?

— На протяжении жизни мы думаем: «Вот встречу молодого человека, и заживу», — начинает размышлять Вера. — А потом: «Вот замуж и выйду, и…», а потом: «А вот сейчас я ребенка рожу…» Каждый раз этому счастью все мешает. И я могу оправдать свою героиню, ведь по молодости строишь планы, надеешься на изменения и только через какое-то время понимаешь, что не получается. Функция ли я? Это решаю конечно я сама, но когда ты не знаешь, что ты и зачем ты в этом мире, когда видишь, что многие как функции реализуются, начинаешь думать, а может?..

Иван Федотов, Сергей Анненков, Галина Шматова, Вера Дровеникова и Андрей Кондратьев. Паблик-ток АЧБД в «Театре.doc»
Иван Федотов, Сергей Анненков, Галина Шматова, Вера Дровеникова и Андрей Кондратьев. Паблик-ток АЧБД в «Театре.doc»

— Мы ищем счастье, которое кажется нам комфортным и удобным, — подхватывает беседу Сергей Анненков. — А когда ты его находишь, переворачивается мир совершенно. Я вот всегда думал, что мне будет комфортно в актерском кругу, а потом я познакомился как раз в тиндере с девушкой абсолютно не из этой сферы. И когда ты находишь свое счастье, ты не задаешь вопросов, функция я, не функция ли я, правильно ли я выполняю дела, неправильно. Вы просто живете.

А как только начинаются эти вопросы, надо уходить. Но нет, вы привыкаете друг к другу, и начинаются оправдания

— Как на работу ходите… — задумчиво говорит Иван Федотов, явно еще не вышедший из роли мужа главной героини — простодушного работника метрополитена, с которым та изнывает от скуки.

— Кстати, о тиндере, — продолжает размышлять о реалиях пьесы Галина Шматова. — Конечно, культурологи озаботились и этим вопросами. Социальные сети форматируют нашу реальность — вспомнить хотя те самые квадратики, в которые нам в свое время нужно было уместить кадр. Не софт служит мне, а я служу софту…

— В защиту тиндера хочу кое-что сказать, — прерывает ее актер Андрей Кондратьев, сыгравший норвежца Одда. — Мои родители нашли друг друга через почти тиндер — в Советском союзе было муниципальное учреждение, куда все относили свои анкеты, и они так нашли друг друга — 35 лет вместе живут.

Не видя друг друга до этого, они встретились, пошли в цирк. у моей мамы были зеленые волосы

— Но все-таки между анкетами и тиндером есть большое различие: анкета не дает возможности такого большого выбора. Тогда нельзя было подумать: «А может кто-нибудь найдется получше…» — отвечает Галина и резюмирует: — Главная героиня сама могла бы решить, какой ей быть, это будущее открыто для огромного количество вариантов, но она этого не понимала, потому что шла по инерции, заданной детскими то ли сказками про «Золушку», то ли фотками одноклассников с детьми в соцсетях. А дальше могло бы быть все что угодно: она могла бы уйти от мужа и стать супержурналистской, усыновить ребенка… Выбор героев ограничивает их слепота и сокращает варианты развития событий — в отличие от нас! Поэтому что будет дальше — зависит только от нашей способности видеть перспективы, которые есть перед нами.

Поделиться
Фото: пресс-служба «Театра.doc»
Контекст10 июня 2024